|
Каталог статей
«Развитие познавательной активности на уроках литературного чтения в начальных классах»
Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а так же в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Все, кто работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источник дальнейшего развития. По проблеме «Развитие познавательной активности на уроках литературного чтения» я работаю 2 год. Проблема познавательной активности получила широкое распространение в психологии. Рассмотрением этой проблемы заняты многие психологи. Понятие «познавательной активности» Лисин определят следующим образом: «Понятие «активность» примерно одинаково часто применяется в психологии для обозначения трёх неодинаковых явлений:1) определённой, конкретной деятельности индивида; 2) состояния, противоположного пассивности; 3) для обозначения инициативности или явления, противоположного реактивности. Активность – деятельность, активность – готовность к деятельности и активность – инициативность. Общим совпадающим является указание на наличие энергии и её мобилизованность. Учитывая особенности современных детей – они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так сорганизовать работу на уроке чтения или на внеклассном мероприятии, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло. Сделать так, чтобы активная деятельность совпала с такими её звеньями, как потребность, интерес, мотив. Овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности не только повышает уровень познавательных возможностей учащихся, качество усвоения знаний, но и сокращает время необходимое для обучения. Целью развития познавательной активности является формирование 8 качеств: - любознательности; -находчивости и фантазии; - альтернативного мышления; - изобретательности; - оригинальности; - гибкости; - самостоятельности; - широты и глубины мышления. Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность, нешаблонность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного. Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс должен пройти 4 важных этапа. Если он понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать еще и ёще, что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания. При чтении литературных сказок предлагаю учащимся 1) нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению; 2) вылепить героя из пластилина; 3) разыграть сценку; 4) сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами; 5) подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку; 6) подобрать пословицы и поговорки по различным темам; На уроках чтения сказок разных народов предлагаются такие задания: 1) составить рисуночный диафильм; 2) найти крылатое выражение в сказке; 3) придумать счастливую концовку к сказке; 4) дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся; При ознакомлении с жанром басни, предлагаются такие виды заданий: 1) выразительное чтение басни и ее драматизация; 2) придумать экспозицию басни: 3) составление литературной мозаики; 4) составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение; 5) разгадывание кроссвордов. Для развития творческой активности на уроке использую и такие виды заданий: 1) составление и доработка текстов: - Перед вами текст «Сказка о одуванчике». Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким. 2) Использую в работе творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями: - добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; -заменить рассказчика дальше; - изменить грамматическое время глагола; - придумать как могли разворачиваться события дальше. Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгяда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им. 2) подобрать дополнительный материал об авторе произведения; 3) подготовить выставку книг одного из авторов; 4) найти дополнительный материал в энциклопедии; Сочинения сказок, считалок, закличек, потешек, стихотворений и просто сочинения на различные темы приближают автора к самораскрытию, самовыражению личности. Проведённая работа по развитию познавательной активноти на уроках литературного чтения даёт свои результаты. Ученики демонстрируют индивидуальные и неповторимые творческие решения стоящих перед ними задач. Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники. «Мама, папа, я - читающая семья», сотрудничество с сельской и школьной библиотекой, предметные недели и различные конкурсы и викторины. Учащимся нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Школьники стараются сами доходить до правильного ответа, решать «хитрые» вопросы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения в изучаемом предмете. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Полинка (28.02.2010)
|
Просмотров: 6262
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|